- РИТОРИКА
РИТО́РИКА, реторика (греч. rhētorikē), наука об ораторском искусстве (см. Ораторская проза) и шире о художественной прозе вообще. Как проза появилась в литературе позже, чем поэзия, так и Р. сложилась среди наук позже, чем поэтика (первоначально наука о поэзии), основываясь на ее теоретическом опыте. Возникла в Греции в V в. до н. э., сложилась в систему в IIIII вв., в Риме с I в. до н. э. Крупнейшие теоретики античной Р. Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая Р. делилась на 5 частей:
1) нахождение систематизация содержания речей и используемых в них доказательств;
2) расположение деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение;
3) словесное выражение (центральная часть) учение об отборе слов (в т. ч. редких, новообразованных и метафорических), о сочетании слов (благозвучие на стыках, соразмерное построение фраз период и ритмическая организация фразовых окончаний), о тропах, фигурах мысли и фигурах слова (см. Фигуры), а в зависимости от использования этих средств о простом, среднем и высоком стиле речи;
4) запоминание;
5) произнесение.
Античная Р., ориентированная главным образом на судебные и парадные речи, была переработана в средние века в расчете преимущественно на сочинение писем (см. Эпистолярная литература) и проповедей, а в эпоху Возрождения и классицизма применительно ко всякой художественной прозе; в России классическую разработку такой Р. дал М. В. Ломоносов («Краткое руководство к красноречию», 1748). В таком виде Р. оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в.Четкое античное разделение Р. и поэтики основывалось на предпосылке, что поэзия имеет дело с вымышленным материалом, а проза (ораторская, историческая, философская) с реальным. С появлением прозаических литературных жанров, основанных на вымысле (повесть, роман), граница Р. и поэтики стала стираться; учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики, а остальные разделы Р. были оттеснены далеко на периферию литературной теории и практики.
Литература:
Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972;
Антич. теории языка и стиля, под редакцией О. Фрейденберг, М.-Л., 1936.М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.